«Принято» «Утверждено»
На заседании педагогического заведующая МДОУ
Совета МДОУ ГДС «Родничок» ГДС «Родничок»
Протокол№ 4 от 29. 06. 2012 ________О.В.Горбунова
Приказ № 26 от 29.06.2014
Основная общеобразовательная программа
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Горячинский детский сад «Родничок»
С.Горячинск 2012год
Содержание образовательной программы
1 раздел
Целевой
стр.
Пояснительная записка ………………………………………………………………………. 4
Цели и задачи реализации программы ………………………………………………. 4
Принципы и подходы к формированию Программы………………………………… 5
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ………………………. 6
Планируемые результаты освоения образовательной программы
дошкольного образования …………………………………………………………………….. 8
Целевые ориентиры в раннем возрасте ………………………………………………… 9
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ………………… 10
2 раздел
Содержательный
Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации Программы………… 11
Особенности осуществления образовательного процесса ……………………………….. 12
Формы организации образовательной деятельности ……………………………………. 13
Модель организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с направлениями развития воспитанников …………………………………………………. 14
Содержание образовательной деятельности …………………………………………….. ... ….15
Содержание по образовательным областям
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: «Физическая культура», «Здоровый образ жизни»
«Физическая культура» …..………………………………………………………………. 16
«Здоровый образ жизни» ………………………………………………………………… 17
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: «Безопасность», «Социализация», «Труд»
«Социализация» ……………………………………………………………………… ………... 18
«Труд» …………………………………………………………………………………………… 20
«Безопасность» ……………………………………………………………………………….... 21
«Патриотическое воспитание» ………………………………………………………_____. 22
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: «Окружающий мир», «Развитие элементарных математических представлений», «Конструирование», «Патриотическое воспитание»
«Окружающий мир», «Развитие элементарных математических представлений»,
«Конструирование …………………………………………………………………………. 24
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: «Развитие речи», «Чтение художественной литературы»
«Развитие речи» …………………………………………………………………………... 26
«Чтение художественной литературы ……………………………………………….. ... 27
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: «Музыкальное воспитание»,
«Продуктивная деятельность»
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) …………………………… 29
Музыкальное воспитание ……………………………………………………………….. … 30
Особенности видового разнообразия ДОУ ………….………………………………………… 31
Сведения о реализации дополнительных образовательных программ дошкольного образования ……………………………………………………………………………….. 32
Содержание оздоровительно-профилактической работы ………………………………. 33
Организация работы с детьми в группе кратковременного пребывания ………………………… 34
Комплексный подход к решению проблем адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада ………………………………………………………..35
Реализация регионального компонента …………………………………………………..36
Формы взаимодействия с семьями воспитанников ………………………………………37
3 раздел
Организационный
Организация режима пребывания детей в ДОУ ……………..……………………………. ….39
Модель ежедневной организация деятельности детей в ДОУ ……………………………. 40
Распределение режимных моментов в течение дня в соответствии с возрастом в тёплый период (апрель – октябрь) …………………………………………………………………. 41
Распределение режимных моментов в течение дня в соответствии с возрастом в холодный период (ноябрь – март) ……………………………………………………………………... 42
Предметно-развивающая среда ДОУ
Оснащение кабинетов, помещений
информационно-коммуникационным оборудованием …………………………………… 44
Использование электронных программных продуктов ……………………………………. 45
Схема взаимодействия ДОУ в микросоциуме ……...………… …………………………. 46
1 Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования, утвержденными августе 2013 года.
Цель реализации основной образовательной программы - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Задачи:
Охрана здоровья, формирование основ здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие;
Формирование основ собственной безопасной жизнедеятельности и основ безопасности окружающего мира природы;
Оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи;
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.
Принцип системности и непрерывности:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ДОУ,
взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в ДОУ,
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
Формирование Программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
1.3 Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Структура групп, количество детей:
Группы
Возраст
Количество детей
Группа общеразвивающей направленности смешанная, разновозрастная
2 – 4
22
Группа общеразвивающей направленности смешанная, разновозрастная
4-7
30
Группа кратковременного пребывания
3- 6
8
Итого:
60
мальчики
28
девочки
32
Психическое и физическое состояние воспитанников соответствует норме
Контингент
детей
Возрастные особенности
2-3 года
- мышление у детей носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций,
- формируются представления о цвете, форме, размере предметов, речевые навыки,
- формируются навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки,
- дети стремятся имитировать действия с различными орудиями труда и инструментами, способны переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.
3-4 года
- мышление носит наглядно-образный характер (от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами),
- сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребёнка, чтобы освоить материал, дети должны практически действовать,
- у детей активизируются речевые навыки за счёт расширения словарного запаса, формируются начальные математические представления о количестве, величине, признаках и свойствах предметов,
- дети осваивают новые способы продуктивной, конструкторской деятельности.
4-5 лет
- у детей совершенствуется способность классифицировать предметы, проводить операцию сериацию, находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету, форме),
- развивается знаково-символическая функция, активно осваивается операция счёта в пределах первого десятка, развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени,
- речь детей обретает интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные события,
- сюжеты игр отражают собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов, спектаклей и пр.
-формируется потребность в уважении со стороны взрослого, происходит дальнейшее развитие образа «Я» ребёнка его детализацией.
5-6 лет
- у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь,
- происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме,
- активно совершенствуется техника выполнения основных движений,
- в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени,
-наряду с наглядно – образным появляются элементы словесно – логического мышления.
6–7 лет
- появляются двигательные качества такие как ловкость, быстрота, сила и др,
- сформированы гигиенические навыки и привычки,
- в процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развивается мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом,
- основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры
- используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное,
- развитие половой я – идентификации формированием позиции школьника,
- у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,
- мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме,
- формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности,
- формируется готовность к обучению в школе: мотивационная,
познавательная, волевая, коммуникативная.
Индивидуальные особенности
Дети с
5-6 лет
- имеют речевую аномалию, нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы при сохранном интеллекте и слухе,
- у детей наблюдаются аграмматизмы в речи, словарь на бытовом уровне, лексический запас резко отстает от нормы
- нарушена произносительная сторона речи,
- дети не дифференцируют звуки, не сформирован речевой и фонематический слух,
- грубые нарушения лексико-грамматических категорий и связной речи, словарный запас значительно преобладает над активным,
- лексика неточна по значению, выявляются функциональные замещения с расширением значений слов, часто смешиваются названия предметов, сходных по внешним признакам, по значению, по ситуации,
- четко прослеживается закономерность в характере замен: дети используют те слова, которые наиболее привычны в их речевой практике,
-фонетическая сторона резко отстает от возрастной нормы, нарушение произношения шипящих (ш,щ,ч,ж), свистящих (с,з,ц), сонорных (л, р), твердых и мягких, звонких и глухих звуков,
- грубые ошибки в воспроизведении звуко-слоговой структуры слов: искажение, сокращение, перестановка звуков и слогов.
6-7 лет
- наблюдается недоразвитие систем словообразования, словоизменения, согласования, нарушение функций синонимии, антонимии, полисемии, недостаточность развития процессов обобщения и абстракции,
- нарушение актуализации словаря, большое количество аграмматизмов, искажение синтаксического конструирования,
- поиск слов идет по усеченному пути – невозможность объединить ассоциативные связи в одно целое,
- дети могут описывать предмет, смешивая при этом видовые признаки (вместо самого предмета называть его часть), его функции, внешние сходства, ситуативные признаки, заменять «псевдословами»,
- наблюдается стремление к упрощению слов, усечение слогов либо произнесение ударного слога,
- фраза характеризуется фрагментарностью, пропуском главных членов и предлогов,
- ребенок с алалией может употреблять и многословные предложения, но конструкции предложений деформированы, набор синтаксических связей и средств ограничен, временная и причинно-следственная связь нарушена.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
дошкольного образования
Целевые ориентиры в раннем возрасте
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий.
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,
- знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими,
- владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
- стремится двигаться под музыку,
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- проявляет интерес к сверстникам,
- наблюдает за их действиями и подражает им.
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях,
- появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
-владеет активной речью, включённой в общение,
- может обращаться с вопросами и просьбами,
- понимает речь взрослых,
- знает названия окружающих предметов и игрушек.
Целевые ориентиры
в раннем возрасте
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре,
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
-склонен наблюдать, экспериментировать,
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.,
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- владеет основными культурными способами деятельности,
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.,
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
- у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
- обладает чувством собственного достоинства,
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- развита крупная и мелкая моторика,
- ребёнок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
|