Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: «Это русская сторонка, это Родина моя»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Горячинский детский сад «Родничок»
«Это русская сторонка, это Родина моя»
Выполнила: заведующая МДОУ Горячинский детский сад «Родничок» О.В.Горбунова 2013г.
I. Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село… Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи программы
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых; обычаями и традициями своей малой родины.
• Развивать экологическую культуру, гуманное отношение ко всему живому через творческую деятельность.
• Воспитывать у ребенка любовь и уважение к своей семье, родному краю, защитникам Отечества.
3. Педагогические принципы программы
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
7. Выполнение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.3049-13.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2016 года.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012-2015 годы».
Устав МДОУ Горячинский детский сад «Родничок».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «От рождения до школы» (Под ред. Н.Е.Вераксы, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) .
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
СанПиН 2.4.1.3049-13.
II. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа) .
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад) .
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Село, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
4. Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
2. Расширять представления о природных богатствах бурятской земли, в особенности села: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
3. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «село , в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села, его значимости.
Задачи:
1. Формировать представление об исторических корнях села.
2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.
3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в селе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
4. Формировать представление об основных профессиях жителей села.
5. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов республики, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
6. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3-4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего села; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
4-5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном селе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.) .
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5-6 лет.
Знать свой домашний адрес, название села, района, Республики.
Иметь представление о символике села, района, Республики.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народов населяющих село Горячинск и Республику Бурятия.
Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6-7 лет.
Краткие сведения об истории села, района, республики.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг республики Бурятия, Прибайкальского района.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Правила безопасности поведения в природе и на улице села.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Республики Бурятия, Прибайкальского района, села Горячинск.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Комплектование творческой группы.
Составление разделов плана творческой группой (по годам) .
Обсуждение проектов каждого плана.
Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
Организация и проведение семинара по изучению программы.
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Консультации.
Проведение семинарских занятий.
Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
Самообразование.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров) .
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ.
4. Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с библиотекой.
Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.
5. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг) .
Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг) .
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
VI. Тематическое планирование
II младшая группа (3-4 года)
Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь :Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Природоохранная акция «Сохраним цветок» Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)
Октябрь :Беседа «Моя семья» Образовательная деятельность «Мама, папа, я - семья» рисование «Портрет семьи» «Как животные родного края к зиме готовятся»
15 мин. 15 мин. 15 мин
Ноябрь :«Варвара – краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). Беседа «Хорошо у нас в саду» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» .Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Декабрь: Природоохранная акция «Покормите птиц зимой» Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Музей «Друзей и дружбы» - что мы там видели.
Январь :Беседа «Мое родное село, конструирование «Мы построим новый дом». Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
15 мин. 15 мин.
Февраль :«Белая береза под моим окном» - деревья в родном городе. рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным? »
15 мин.
Март: «Я и моя мама». Рисование: «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Проект «Помоги растению».
15 мин. 15 мин.
Апрель: «Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Беседа «Дом в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».
15 мин.
Май :Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» .Чтение стихотворений «Что такое лес? », «Что такое луг? », «Что такое река? », «Что такое море? » из сборника В. Степанова «Наша природа». Беседа «Наше село».
15 мин.
Июнь :Природоохранная акция «Посади цветок» Экскурсия в сквер к памятнику погибших в годы ВОВ. Беседа «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»
Июль: Познавательное развитие «Труд воспитателя». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». «Друзья наши меньшие» - знакомство с бурым медведем Бурятских лесов. Беседа «Горячинск – моя родина».
15 мин.
Август :Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». «Наша дружная семья».
15 мин. 15 мин.
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь :«Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Занятие «У медведя во бору грибы, ягоды беру… » Акция «Сохраним цветок» «В нашем детском саду» Труд взрослых.
20 мин.
Октябрь :Беседа «Семья» - дать понятие семья, о родственных отношениях. Прохождение экологической тропы – природа
С.Горячинск «Семейная фотография» - расширение знаний о своей семье. Проект «Мое родное село».
Ноябрь: Экскурсия «С чего начинается Родина? » (улицы села). Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» С. Черный «Когда никого нет дома» -чтение стихотворения. Целевая прогулка: «В нашем селе строят новый дом».
Декабрь :Рисование «Построим большой дом». Беседа «Мое здоровье». Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. «Моя семья» - любимые занятия родителей и других членов семьи.
20 мин.
Январь : Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». Проект «Дружат дети на планете». Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. Досуг «Рота, подъем! »
25 мин.
Февраль :«Мы следопыты» - о жизни диких животных в Бурятских лесах. «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. «На земле, в небесах и на море» - об армии, о родах войск. «Папы, дедушки - солдаты» - о государственном празднике «Защитники Отечества».
Март :«Наша мама лучше всех». «Город. Транспорт. пешеход». «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) Развлечение «Быть здоровыми хотим». 20 мин.
Апрель: «Мое село», рассматривание альбома о селе Горячинск. «В гости к деду Природоведу» - экологическая тропа весной. Беседа «Помощники» - об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. Знакомство детей с флагом России и Республики Бурятия.
Май :Экскурсия по праздничным улицам села. Рассказ воспитателя «О Дне Победы». Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. Целевая прогулка к памятнику павшим в годы Великой Отечественной Войны.
20 мин.
Июнь: Акция «Озелени участок» Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.
20 мин. 20 мин.
Июль: Проект (рисование) «Мой детский сад». Досуг «Преодоление препятствий». Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности села Горячинск».
20 мин. 20 мин.
Август :Акция «Природа просит защиты» - бережное отношение к природе родного края. Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». «Мой край задумчивый и нежный».
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь : Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, наше село ее часть. «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, села Горячинск .
20 мин.
Октябрь: Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О символике родного края». Рассматривание карты России, карты Республики Бурятия, с.Горячинск .
20 мин.
Ноябрь: Беседа «Чем славится
С.Горячинск (на основе наглядного материала). Экскурсия к строительству нового дома. «Поиграем в экономику» (что из чего сделано) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.
20 мин.
Декабрь: «Панорама добрых дел». Экскурсия в краеведческий музей. Природоохранная акция «Не рубите елочку». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии республики) .
Январь: Чтение рассказа «Кто хозяин? » (В. Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба с.Горячинск. История возникновения
С.Горячинск. Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».
Февраль :Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества.
30 мин.
Март :Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по близлежащим улицам с.Горячинск. Природоохранная акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности
С.Горячинск». Экскурсия в библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми
30 мин.
Апрель: Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наше село». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Горячинску». «Кем работают наши родители».
Май :Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ с.Горячинск. «Вкусная и полезная пища». Беседа «Национальная одежда коренных народов республики (Бурят)». Викторина «Знаешь ли ты свое село? »
30 мин.
Июнь: «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.
25 мин.
Июль: Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение: «Приключения капельки». Познакомить с заказником «Баргузинским», с животными, занесенными в Красную книгу.
20 мин.
Август: Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Составление с детьми Красной книги с.Горячинск. «Символика села». «Наша дружная семья» - о коренных народах населяющих село.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь : Конкурс рисунков «Памятники героям» . Родные просторы (знакомство с местоположением с.Горячинск на карте). «Край, в котором мы живем». Проект «Наше дерево».
30 мин.
Октябрь: «Как можно стать юным экологом». Посещение библиотеки «Как все начиналось? » Встреча со старожилами,. Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего с.Горячинск». Экскурсия по близлежащим улицам с.Горячинск. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.
30 мин.
Ноябрь : Проект (занятие) «Символика республики Бурятия» (изобразительная и музыкальная деятельность). Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. «Кладовая с.Горячинск» (полезные ископаемые округа). Концерт в клубе села, посвященный Дню матери.
30 мин. 30 мин.
Декабрь: Беседа «Важные даты Республики Бурятия и с. Горячинск». Экскурсия в музейную комнату школы (преемственность). Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов».
Январь: Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».
30 мин. Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Экскурсия в библиотеку. . Сбор информации об участниках войны – жителях нашего села, встреча с советом ветеранов села.
Февраль: Природоохранная акция «Помогите птицам зимой». Оформление альбома «История детского сада «Родничок» в фотографиях». Изготовление подарков и вручение их папам. Праздник- День Защитника Отечества.
30 мин.
Март : Праздник «Наши мамы».«Все профессии нужны, все профессии важны». Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). Рассказ педагога о Героях Советского Союза.
30 мин.
Апрель: Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). «Чем богат наш край» - экскурсия в краеведческий музей. Проект (рисование) «Язык орнаментов».. акция «Спасти и сохранить».
30 мин. 30 мин.
Май : Экскурсия к памятнику погибших в годы ВОВ. Рассказ педагога о заповедных местах Прибайкальского района. Викторина «Конкурс знатоков родного села». «Я и мое село» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников.
30 мин.
Июнь: День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Беседа «Красная книга Республики Бурятия». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улицам с. Горячинск». Игра – фестиваль «Загадки Лешего».
Июль :Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». Досуг «Зарница». Беседа «Зачем людям нужна вода? » Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мое село».
30 мин.
Август ;Государственная символика, символика Прибайкальского района, Республики Бурятия. Праздник бурятского народа»Сурхарбан» (традиции, игры, обряды). Досуг «Наши друзья деревья».Операция «Радость» - изготовление подарков для участников войны в мирное время. Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма) .
30 мин.
VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п Мероприятия. Сроки выполнения. Ответственные.
1. Проведение родительского всеобуча. По плану ДОУ Заведующий, воспитатели.
2 .Выставка цветов и композиций посвященных Дню села. Сентябрь- Воспитатели, родители.
3 .Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего села). Октябрь - Воспитатели
4 .Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». Ноябрь- Воспитатели, родители.
5 .Круглый стол, посвященный Дню матери. Ноябрь -Воспитатели.
6 .День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Декабрь -Заведующий, воспитатели
7 .Оформление стенда «Древо своей семьи». Январь- Родители, воспитатели
8 .Конкурс плакатов «Защитники Отечества». Февраль -Воспитатели, родители.
9 .Досуг «Мой – папа». Февраль - воспитатели, родители
10. Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». По плану ДОУ Воспитатели, музыкальный руководитель, родители
11 . Организация совместных занятий детей и родителей. Апрель
12 .Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». Апрель Родители, воспитатели
13 .День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». Июнь Родители, воспитатели
14 .Экологический форум: «Съезд животных Бурятских лесов». Июль Родители, воспитатели.
VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения с. Горячинск, Республики Бурятия, их символика) .
Занятия о происхождении села, географическом расположении, климате и т. д.
«Наше село» и т. д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского и бурятского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому и бурятскому народу, истории республики. Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки». «Праздник Белого месяца»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в краеведческий музей с.Горячинск;
Тематические досуги :«Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
Экскурсия к памятнику павшим участникам Великой Отечественной Войны.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Оформление групповых комнат.
Благоустройство ДОУ.
Бытовой труд в природе.
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года.
IX. Материально-техническое сопровождение
• Дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ТСО;
• методическая литература;
• Репродукции картин;
• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы
«Мое село»;
• «Моя семья»;
• художественная литература;
• пособие «Заповедники и заказники республики Бурятия»;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• карты, атлас республики Бурятия;
• символика республики Бурятия и села Горячинск, глобус и т. д.
• семейные фотографии
• видео - пособия
• Интернет – ресурсы.
Используемая литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007 г.
2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005 г.
4. Евтушенко С., Л. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6 стр. 118-121
5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 11-13
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2 стр. 3-8
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 3-10
8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12 стр. 31-36
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 10-19
10. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8 стр. 27-29
11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 52-54
12. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г. |